Сегодня поговорим об инфантилизме и взрослении. В конце я приведу простой тест на инфантилизм, вы сможете узнать сколько в вас инфантильности и что с этим делать.
Инфантилизмом называют состояние сознания, застрявшего в детской позиции, это человек во многих случаях принимающий решение из состояния маленького ребенка. Сейчас время перехода, когда жизнь каждому из нас бросает вызовы, и от того, как мы с ними справимся, чему научимся - напрямую зависит наше будущее. Как вы думаете, много ли шансов на будущее у человека, которые принимает решения, действует из состояния маленького ребенка?
Именно для того, чтобы вы смогли увидеть эти особенности в себе и окружающих я и написал этот материал.
Чем отличается инфантильная личность и взрослая личность и почему мы не можем взрослеть? Наша душа хочет выйти из плена детских страхов, она хочет быть реализованная, она куда-то стремится, но этот импульс все время подавляется нашим ложным «я». Потому что, реализация души и потребности ребенка очень сильно отличаются. Если человек застревает в прошлом, он руководствуется детскими страхами, он руководствуется детскими хотелками, он не дает возможности своей личности пройти эту инициацию и быть реализованной.
Проблема в том, что вам необходимо научиться отличать: я сейчас действую из инфантильной позиции или я сейчас действую из взрослой позиции? Принимая решения, действуя из инфантильной позиции происходит подкрепление этой инфантильной позиции, и она будет держать, вашу внутреннюю, взрослую личность взаперти. Если у человека не меняется целеполагание с детского на взрослого ничего не изменится. С нерожденной личностью никто ничего не сделает, ни психоаналитик, ни психолог, коуч, наставник. Это ваша внутренняя работа. Научится осознавать свою детскую травмированную часть. И различать, когда вы действуете из детской позиции, а когда из взрослой. Если, конечно, вы ходите адаптироваться к переменам, да и просто выжить в новом мире.
Давайте попробуем на научиться отличать взрослую позицию и детскую позиции.
Накормить себя сам/сама я не могу.
Это всегда обращение к другим людям, чтобы они дали то, что мне надо. У мужчин это часто проявляется именно в еде, бытовых вещах, неспособности самому себя обслуживать. У женщин, особенно в сексе доходит до абсурда - женщина молчит и не говорит, как ей нравится, как ей не нравится, не говорит, не проявляет инициативу. То есть, это такое состояние младенца, которого перекладывают с места на место, которого несут с места на место. Инфантильная позиция, это всегда младенец, который не может влиять, сказать маме, - поедем туда на колясочке, эту кашу кушать не хочу, банан хочу. Это инертное отношение к жизни.
Накормить не могу сама, это состояние невозможности насытиться, этот голод постоянно присутствует, из-за этой невозможности насытиться человек не чувствует удовлетворенности и не чувствует счастливую удовлетворенность. То, что дают другие - не то, что я хочу! А то, что, я хочу я сама не могу взять! Поэтому я ощущаю не удовлетворенность, Люди поглощают все подряд, появляется своеобразная всеядность и при этом чувство, что все не то и острая неудовлетворённость.
Я завишу от реакции на себя.
Ребенок действительно зависит от реакций на себя, и накормить себя сам не может. От реакции на него матери зависит его удовлетворенность или неудовлетворенности. Сейчас я не говорю о полностью наплевательском отношении к тому, как реагирует на вас люди. Я говорю о тотальной детской зависимости. Зависимости от того понравился или нет.
Ребенку важно нравится всем, то есть, когда ему говорят 25 комплиментов, пять человек сказали: - ты хороший, ты классный. Один сказал, ты плохой! Ребенок воспринимает только негативный посыл, злые люди пришли ко мне, меня никто не любит. Главная особенность детской позиции невозможность детализировать. Этот человек сказал одно, другой – другое.
Эта зависимость реакции на себя - она абсолютно детская и тогда человек озадачен не тем чтобы делать свое дело, достигать своих целей, реализовывать свои желания, а тем как на него прореагировали! Улыбаются ли ему? Радуются ли? Он хочет собой восхитить, он хочет любой ценой добиться какой-то эмоциональной реакции от другого человека на себя. Из-за этого тратится громадное количество сил именно на произведение впечатления, человек как будто занят спецэффектами, а не своей жизнью.
Понаблюдайте за собой и другими. Что сейчас происходит? Вы хотите произвести впечатление, или проявляете себя, заняты делом?
Я предлагаю себя всего - это важный пункт. Ребенку нечего предложить. От него нет никакой пользы. Он может только радовать собой. Люди радуются, когда смотрят на меня. И от того, радуются или нет зависит мое счастье, получение преференций, бонусов. Это предложение себя, оно иногда выглядит со стороны странно. Потому что, видно человек старается, видно человек напряжен, видно, что он затрачивает много сил! Но при этом, он делает абсолютно что-то неуместное. Это похоже на какой-то ритуальный танец. Как будто осуществляет таинственный ритуалы приглашает вас стать его участником. Отказывается от своих интересов, все отдает вам. Человек предлагающий себя, искренне думает, что он старается, он действительно старается. Но, важно. - он не дает другому, человеку то, что надо ему, он не пытается понять другого! Он все время озабочен собой, предлагает, навязывает практически себя!
Это часто бывает в отношениях между мужчинами и женщинами. Женщина или мужчина предлагает свое тело, как бы говоря: пользуйся моим телом как хочешь только не бросай. Или пользуйся моим телом и тогда я получу власть над тобой, потому что, ты станешь от меня завесить. Важно понимать – «ребенка» секс не интересует «ребенка» интересует именно возможность получения контроля, возможность получения власти над другим! Это даже не про удовольствие, это про власть и контроль! Посмотрите, вглядитесь, вспомните – узнали кого-то? Напишите в комментариях.
Ребенок всегда реагирует Аффективно. Его эмоции громадные, они избыточные. Как младенец, взрослый находящийся в детской позиции, реагирует громким плачем, громким смехом. Очень часто эти эмоции не уместны и избыточны в какой-то конкретной ситуации. Такая эмоциональная реакция является изматывающей. Изматывающая, потому что, для ребенка, для его нервной системы, физиологии такое напряжение является абсолютно нормальным. Для взрослого это уже не нормально, когда мы реагируем детскими реакциями, детской восторженностью или какой ужас - детским горем. В этот момент наша система она изменилась, не может, уже не успевает за привычкой так реагировать. И именно поэтому, если вы после бурных, избыточных эмоций ощущаете опустошенность, этот верный признак детских эмоций и детской позиции. Понаблюдайте за собой и другими.
Ребенок может бегать, хохотать, играть, поплакал, а через минуту уже бегает опять. А взрослая психика уже так не может. И если не пересмотреть свои эмоциональные реагирования, то тогда будешь постоянно опустошен этими эмоциями, страхами, счастьями, эйфориями и так далее. А понимать куда ушла твоя энергия не будешь. Узнали кого-то? Поделитесь в комментариях!
Дети обидчивые. Обидчивость это - не так как я хочу! Важно понимать, что
обида — это всегда про делегирование: ты делаешь со мной что-то не так!
Это я стараюсь - а ты не ценишь!
Я для тебя сделал, - а ты недостаточно даешь!
Здесь все время ребенок делает запрос к взрослому. Важно понять, что никакого взрослого нет.
Если я что-то делаю для себя, даже если я это делаю для другого, это мое решение, мое желание. Даже если мы кому-то помогаем, мы это делаем из собственных каких-то убеждений. Это отличие взрослого. Ребенок свои услуги, все время, пытается подороже продать. Есть некое жертвование собой, он хочет побольше преференций и в этом жертвовании собой ребенок как бы предлагает себя всего. И что интересно - цену этому невозможно посчитать. Как узнать сколько стоит он весь? Если я себя всего предлагаю, то как мне посчитать? Если я предлагаю свои услуги в чем-то понятно, сколько они стоят. А если я всего себя предлагаю, то тогда я не смогу составить себя и цену. Ее будет то слишком много, то слишком мало, все время будет претензия по отношению к другому. Именно поэтому инфантильность так обидчива, и она все время реагирует на боль.
Взрослый в отличие от ребенка может уйти. Очень часто эта особенность проявляется в отношениях. Ребенок обижается. Взрослый, разговаривает, если изменений нет – уходит. Это взрослая реакция – не устраивают отношения – уйди. Понаблюдайте за собой и своим окружением, если кого-то узнали, напишите в комментариях. Ребенок он действительно заперт, он действительно зависим, он действительно не может встать уйти и поэтому он должен эмоциональной реакцией, эмоциональной манипуляцией как-то подчинить этого взрослого, чтобы он вел себя так как надо. Он не может сменить маму, папу. Он чувствует эту зависимость и это эмоциональное манипулирование тоже присущая инфантильности черта. Давить на психику.
Отсюда следует наша шестая особенность.
Я страдаю, я терплю, я злюсь.
Это – «я страдаю» нахождение в состоянии жертвы, когда человеку кажется, что он ничего не может изменить, что он никуда не может пойти. Что он ни на что не влияет — это типичная детское состояние. Человек мало того, что терпит он еще выставляет счет за это терпение То есть, я терплю сам, я сам выбрал терпеть, но это ты мне должен за то, что я терплю или же человек терпит и чувствует: какой он Святой, весь прекрасный потому что, он так много терпел. Ребенку гордиться чем-то сложно, в чем-то наращивать свои навыки, ребенок еще не понимает этого и иногда терпение становится вот тем, чем он хвастается, тем в чем он совершенствуется: и вот это могу вытерпеть и это и это и это. Несомненно, невозможность терпеть, категоричность, это противоположная сторона. Это тоже про детей дети, не могут терпеть. Важно заменить понимание: что ты терпишь, на понимание: зачем тебе это надо? Потому что, когда ты терпишь и это воспринимаешь как священную жертву для кого-то, то это детская позиция. Это всё время делание для кого-то. Но этот кто-то должен потом прийти и дать мне компенсацию!
Седьмая особенность инфантилизма.
Я не генерирую оригинальные идеи.
У такого человека состояние зеркала, которое отражает мнения, убеждения других людей. Человек не в состоянии самостоятельно генерировать оригинальные идеи, которые ни на что не похожи. Детский ум состоит все время из чужих мыслей, не пересмотренных, не осмысленных и ребенку достаточно сложно генерировать что-то свое. Ребенку - инфантильному взрослому, это недоступно, потому что он слишком озадачен получением собственного «хочу ребенка», его ведут хочу внутреннего ребенка. Для того чтобы что-то сделать инфантильному человеку надо опереться на мнение другого человека, как бы получить разрешение. У него если и есть свое мнение, то оно менее важно. Инфантильный взрослый не способен обобщить, переосмыслить чужой опыт. Создать свою систему ценностей и опираться в первую очередь на нее. Взрослый человек слышит чужое мнение, и оно для него равнозначно его опыту. Есть мнение другого – есть мое, они равнозначны. Взрослый человек их сопоставляет и принимает решение.
Безответственность жертвы.
Человек застрявший во состоянии ребенка, определяет причину эмоций во вне.
Инфантильный человек не может брать ответственность за свои чувства и эмоции. То есть причина эмоций не у меня внутри, причина моих эмоций вовне. Это инфантильная позиция. Такой человек всегда отдает ответственность за эмоции другому: это из-за тебя я злюсь, это из-за тебя я чувствую плохо. Это такое предъявление претензий внешнему миру, другим людям! Чтобы они что-то собой сделали, чтобы изменились - чтобы мне стало хорошо.
Брать ответственность на себя — это взрослая позиция. Когда я злюсь рядом с другим - я не воспринимаю злость, как то, что человек мне подкинул. Я воспринимаю злость как мой собственный продукт. А это весьма сложно, потому что, как только человек начинает брать ответственность за свою эмоцию у него в корне меняется вся его жизнь.
Он становится хозяином этих эмоций, он понимает, что это я раз я хозяин, значит я не только несу ответственность за свои эмоции, но и могу ими управлять. Что-то с ними сделать. Если моими эмоциями владеет кто-то другой, если я отдал ответственность за эмоции, за больно, за страшно и так далее то человек начинает быть зависимым как ребенок, который не может сам справиться со своими эмоциями. Вы в такой ситуации попадаете в зависимость от того, на кого переложили ответственность за свои эмоции. И вам нужны мама или папа. Взрослые фигуры, «мама», которая успокаивает ребенка, «мама» говорит, что не страшно, мама что-то делает чтобы он перестал плакать. Эта инфантильная позиция - невозможность брать ответственность за эмоции оставляет нас не повзрослевшими.
Мы разобрали 8 особенностей инфантильной личности. Эти особенности очень сильно портят нашу жизнь, не дают повзрослеть. Надо отметить, что человек может быть весьма взрослым во одних сферах жизни, и из-за травмирующего опыта в детстве, проявлять инфантильное отношение в других сферах. Например, в отношениях инфантильность провоцирует на появление в нашей жизни нарциссов всех мастей.
Я описал 8 особенностей человека, который действует из детской позиции. Внимательно перечитайте эти пункты, понаблюдайте за собой насколько эти особенности проявляются в вашей жизни. Насколько часто вы действуете из инфантильной позиции. Это может быть, какая-то одна сфера, например, отношения, или несколько сфер жизни. И оцените каждый признак по 10 бальной шкале. Где 0 – таких проявлений у меня нет, а 10 - я очень часто проваливаюсь в детскую позицию и совершаю поступки из нее.
Около каждой особенности поставьте получившийся балл. Затем суммируйте полученные баллы. Постарайтесь быть честны с самим собой.
Если у вас получилось от 0-30 баллов, вас можно поздравить, если инфантильность у вас и есть, то вы способны самостоятельно справиться с ее проявлениями, осознав случаи, когда вы проваливаетесь в детскую позицию. Возможно есть, какая-то одна сфера, где это случается чаще. В этом случае, обратитесь к психологу.
30-60 баллов. Инфантилизм значительно присутствует в вашей жизни. Скорее всего есть одна, две сферы вашей жизни крайне неблагополучные для вас. Вам крайне важно еще раз перечитать особенности инфантильной личности, прочитать рекомендации. И начинать взрослеть. Вместе со специалистом этот процесс пройдет гораздо более эффективно.
60-100 баллов. К сожалению, большинство решений и действий вы принимаете из инфантильной, детской позиции. Скорее всего, за этим стоит серьезная детская травматика. Думаю, без квалифицированной помощи специалиста вам не обойтись.
Первые шаги по выходу из инфантильной позиции.
Выход из инфантильности достаточно сложен, потому что она очень сильно эмоционально заряжена. В этой позиции заключены детские страхи, травмы, вытесненная боль, неудовлетворенные желания. Если не подвергать свои эмоции сомнению, то вы будете заключены в этой в этой клетки из боли и страхов.
У вас должно сформироваться глубокое намерение выйти из инфантильности. С каждым этим пунктом необходимо работать отдельно. Еще раз перечитайте особенности. Когда вы будете видеть в себе проявление детской позиции – у вас появится выбор. У вас уйдет полное доверие этим детским эмоциям. Вы сможете из них выйти. Появление другое варианта действий — это появление взрослой позиции. Вы видите что хотите прореагировать как ребенок, в этот момент задайте себе вопрос, а как бы прореагировал взрослый. Иногда уже простое опознавание этих детских эмоций означает большой шаг к исцелению.
Напишите в комментариях кого вы узнали? Как много инфантильности в вас и вашем окружении?